К прозе

 

 

Легенды омсукчанских индейцев.

 

Легенда о Существе Внизу.

 

Жил-был Старик-на-Небесах. Он посылал Солнце по утрам освещать Землю, а вечером зажигал Луну. Чтобы не заботиться о делах внизу он создал Великого Бобра, который следил за порядком на Земле. Звёзды кружились на небе и ублажали взор Старика. Птицы взлетали вверх до самого его типи и щебетали у него над ухом. Но однажды Старик-на-Небесах устал смотреть на Луну, Солнце, звёзды и слушать красивых птиц. Он вышел из своего типи и взглянул на Землю. Что это там делается внизу? Правильно ли растут деревья, достаточно ли рыбы в реках, не слишком ли много развелось белок? Но всё на что смотрел Старик-на-Небесах было впорядке. И тогда взглянул он на большое озеро, что было прямо под ним. И вдруг увидел в озере что-то незнакомое. Присмотрелся Старик. В озере был кто-то большой и важный, одетый в нарядные одежды с длинными перьями, на поясе у него был изогнутый нож, а подле него лежал топорик. Кто это, подумал Старик-на-Небесах. Что делает он здесь? У него нож и топор, не замышляет ли он чего-нибудь дурного? Тогда Старик позвал к себе Великого Бобра. «Скажи мне Бобёр,- начал он,- всё ли в порядке там внизу? Хорошо ли ты смотришь за тем, что я дал тебе? Не уменьшается ли рыбы в реках, растут ли деревья, плодятся ли бизоны?» «Что ты, Старик-на-Небесах,- отвечал ему Бобёр,- я ежедневно обхожу свои владения. Сосны растут до самого неба, рыба блестит чешуёй на солнце, бизоны только и делают, что размножаются. Я храню Землю, которую ты передал мне, чтобы уменьшить свои заботы. Никто так много о ней не знает как я. И никто так много оней не заботиться, как я. Всё в порядке.» «Хорошо, я рад, но всё ли так как ты мне говоришь? Не замечал ли ты какого-нибудь нового существа. Великого и достойного, с топориком и ножом?» «О чём говоришь ты,- удивился Великий Бобёр,- о каком существе? Никто не живёт на Земле без моего ведома, разве что касуля заблудилась, разве только заяц забежал далеко от дома. Но ни у кого из них нет ножа и топора.» Старик-на-Небесах уже начал сердиться. «Плохо же ты знаешь свои владения, Бобёр. Иди и не возвращайся пока не найдёшь то существо в красивом наряде с длинными перьями! Иди! И если не найдёшь его, то хорошенько посмотри в большом озере!» С этими словами Старик ушёл в свой типи. Как так!? Даже мой лучший помощник не знает что у него творится прямо под носом, чего же я могу требовать с других? Проходили дни, а Великий Бобёр всё не возвращался. Не мог он отыскать ничего нового в своём царстве. Те же лягушки, те же вороны, те же куницы в лесах. Спрашивал он у бизонов, не видали ли они существо в длинных перьях, спрашивал он у сома, не слыхал ли тот о существе с топориком, спросил Бобёр у филина, не чует ли он поблизости чужого. Но никто не мог помочь. Бобёр очень огорчился, так как не хотел подвести Старика-на-Небесах. А всё это время Старик слушал птиц, поливал дождём Землю, творил грозы. Однажды он решил вновь посмотреть на то существо. Вышел из типии и взглянул на озеро, что было прямо под ним. Какие у него длинные перья в одеждах, думал Старик, как у меня. Какие у него мокасины, прямо как у меня. И нож на поясе у него похож на мой и точно такой же топорик лежит у ног. Да это же моё отражение! Опечалился Старик-на-Небесах, опечалился, потому что зря он ворчал на Великого Бобра, зря отругал его. В этот момент такой же печальный и молчаливый приходит к Старику Бобёр. «О Старик-на-Небесах!,- начал Бобёр,- я понял что многого не знаю о своих владениях, так как я не нашёл то существо, я понял, что должен больше работать и следить за всем, потому что кое-что ускользает от моего взора, прости меня Старик.» «Я прощаю тебя, Великий Бобёр! Меня тоже многому научила эта история. Нельзя мне прохлождаться в безделии и без конца разглядывать своё отражение в большом озере, пора мне заняться настоящим делом.» И двое снова стали друзьями.

 

 

 

Легенда о Бобре и Койоте.

 

Пришёл однажды Великий Бобёр к Старику-на-Небесах. «Скажи мне, о Старик, почему ты так устроил мир. Рыба размножается без меры и резвиться в быстрой воде. Бизоны заполонили все пастбища. Птиц стало так много, что они закрыли всё небо, их пение уже не услаждает слух, а совсем наоборот, надоело. Нет гармонии в мире, который ты создал. Травы растут до неба, живность плодиться без меры и никто не пользуется этими дарами. Никто не охотиться на дичь. Сделай что-нибудь, исправь мир.» Нахмурился Старик-на-Небесах, не ожидал он таких слов от своего помошника. Ему казалось, что всё, что нужно он уже создал и мир под ним совершенен. Старик послал Бобра следить за порядком в этом мире и вот Бобёр говорит об отсутствии гармонии. Что же делать. «А ещё,- продолжал великий Бобёр,- не кому мне рассказать о том, что я увидел и услышал, не с кем поделиться радостью и некому помочь мне в твоём мире, Старик-на-Небесах. Никто не спросит у меня совета и никто не сделает мне подарка. Потому что ты и так всё видишь и всё знаешь, а рыбам и птицам не интересно, что твориться в соседнем лесу, им не нужна помощь, чтобы прокормиться.» Старик ещё больше нахмурился. Он считал, что Бобёр счастлив там внизу, а выясняется, что всё не так. Бобёр скучает в диких лесах и на берегах девственных озёр. «Хорошо,- молвил Старик-на-Небесах,- я придумал. Я знаю как исправить мир. Ступай Бобёр за дальнее пастбище, мимо широкой реки. И принеси оттуда мне мешок красной глины. Я буду ждать тебя на высокой горе.» Бобёр не стал спрашивать зачем это нужно и пошёл. Путь его был далёким и трудным. Он перешёл болота и леса пока не пришёл к красной глине. Но он не знал, что его разговор со Стариком подслушал Койот. Койот был очень злым и хитрым и решил помешать Бобру выполнить задание. Но так как и он не знал зачем Старику-на-Небесах мешок с глиной, то пока просто следил за Бобром. Наконец Бобёр прибыл на место, быстро набрал целый мешок красной глины и пошёл назад к высокой горе. Но на обратном пути силе совсем покинули его, и Бобёр решил отдохнуть и ненадолго вздремнуть. В это время к нему подкрался Койот. «Не знаю в чём тут секрет,- подумал Койот,- но я обязательно должен порушить все планы Старика-на-Небесах.» С этими словами Койот развязал мешок, вытряхнул оттуда почти всю глину и стал  запихивать всё, что подворачивалось под руку. Сначала он кинул в мешок горсть чернозёма, затем горсть жёлтого речного песка, потом кучку белой гальки и в конце зачерпнул зелёной скользкой жижи. Завязал мешок и спрятался. Вскоре проснул Великий Бобёр, не заметил подвоха и продолжил путь к высокой горе. Когда он прибыл на место, то позвал Старика. Старик-на-Небесах посмотрел вниз на гору и закурил свою Большую Трубку. Бобёр поставил мешок и отошёл в сторону. Тогда Старик затянулся и выдохнул дым на мешок. И тут стали происходить чудеса. Удивился даже Койот, который всё это время прятался неподалёку. Когда дым достиг мешка, то произошло вот что. Мешок сам раскрылся и из него вышли мужчина и женщина с кожей чёрного цвета. Они родились из чернозёма. Осмотревшись, они пошли на юг. Потом из мешка вышли мужчина и женщина с кожей жёлтого цвета. Они родились из речного песка, осмотревшись, они устремились на восток. Затем из мешка появились двое с кожей белого цвета, родившиеся из белой гальки. Они ушли на запад. Потом из мешка выбрались два существа зелёного цвета, нельзя было точно сказать, кто из них был женщиной, а кто мужчиной. Они не были похожи ни на что в этом мире. Их родила зелёная жижа и они улетели на другую планету. Последними из мешка по воле Старика-на-Небесах вышли мужчина и женщина с кожей красного цвета. Они осмотрелись и им очень понравились леса и реки этого мира и они остались с Великим Бобром. Скоро красные люди основали новый клан и стали охотиться, ловить рыбу, общаться с Бобром и в мире воцарилась гармония. Старик был очень доволен, а Койот бесился, потому что ему не удалось помешать сотворить добро.

 

 

Легенда о мирных индейцах.

 

Красные люди расселились по всей Земле. Место откуда они впервые появились на свет стали называть Омсукчан. Красные люди называли себя индейцами или людьми Великого Бобра, с которым они советовались и почитали его. Постепенно появились первые типии и вигвамы, первые стоянки, первые охотники. Люди жили мирно, брали от природы только самое необходимое. Когда людей стало много они расселились дальше. Появились новые племена и рода. Когда людей стало ещё больше, они уже перестали быть прежними мирными индейцами. Они старались обмануть своих соседей. Старались заполучить лучшие места для охоты и рыболовства. Хотели иметь самые лучшие шкуры для типии и жить вблизи самых чистых источников. Индейцы стали враждовать между собой, клеветались, дрались и воровали. Всё это увидел Великий Бобёр и однажды собрал всех красных людей. Он рассказал о том, как следует жить, как следует беречь природу и друг друга. Что нельзя обижать слабых и нельзя из-за ерунды ругаться. Еды хватит на всех. Но индейцы отвечали, что мол у их соседей лучшие заводи или пастбища бизонов, и они хотят отобрать их. Другие говорили, что соседнее племя не по праву пользуется пресной водой, что вся вода в этой местности принадлежит другим. И никто не слушал Великого Бобра. Тогда пришёл он к Старику-на-Небесах и рассказал обо всём. «Они уже воду начинают делить между собой, им уже не хватает зверья в лесах, они стали завистливыми и жадными, покарай их за это, о, Старик!» «Нет,- отвечал Бобру Старик-на-Небесах,- лучше возьми эту дудочку и научи людей пользоваться ей, ступай.» В недоумении Бобёр ушёл. На другой день он собрал всех людей и показал дудочку, он научил их делать похожие и играть на них. И люди снова стали спокойные, ушли все заботы и злоба. Индейцы устраивали праздники и в ярких нарядах танцевали под дудочку. И никто не делил больше убитого бизона, и никто не ругался из-за найденных ягод. Но шло время и людям надоела дудка. Индейцы забросили это занятие и больше не были прежними спокойными и рассудительными, вновь появилась вражда между племенами и родами. И тогда снова пришёл Великий Бобёр к Старику-на-Небесах жаловаться на людей. «О Великий, они снова стали безрассудными, калечат друг друга и неслушают меня. Помоги мне усмирить их, накажи индейцев!» Но Старик вместо этого велел Бобру взять кожаный мяч. «Ступай и научи людей играть в кожаный мяч, это должно помочь.» Все племена вновь собрались у Великого Бобра и слушали его. Он научил людей делать кожаные мячи. Научил правилам игры в кожаный мяч и отвёл для этого специальные места. Индейцы радовались как дети. Они забыли обо всём на свете и играли в новую игру. Забава так сильно овладела ими, что они перестали ссориться, простили друг другу прежние обиды и полностью отдались игре. Долгое время ничего не происходило и Бобёр и Старик-на-Небесах отдыхали и даже болели за команды разных племён. Но в один прекрасный день кто-то придумал играть не просто так, а на вещи, бизонов, территории. И некоторые племена разорились, а некоторые напротив стали богаче. И те, и другие стали ненавидеть и презирать своих соперников. Снова на земле появилась ругань, беспокойство и злоба. И снова пришёл к Старику Великий Бобёр. «Что же делать? Я думал, мяч это спасение для людей. Игра вернула их к радости и наслаждению жизнью, но это было совсем недолго.» Старик-на-Небесах нахмурился, он не знал, что ему ответить. Он зашёл в свой небесный типии и посмотрел, что же у него есть. Но всё, что попадалось ему на глаза не подходило или уже имелось у людей. И тут он увидел свою Трубку. Старик вышел к Бобру держа в руках свою Трубку и сказал: «Возьми это, Бобёр. Это должно помочь людям стать прежними спокойными индейцами и мирно уживаться друг с другом и природой.» На следующий день Бобёр собрал все племена и показал им Трубку. Он научил как делать такие же и как пользоваться ею. И люди стали безмятежными и уравновешенными. Возлюбили природу и своих соседей. Они больше не ссорились и жили отныне в мире. Поэтому стали называть такую трубку – Трубка Мира.

 

 

Легенда о Быстрой Ноге.

 

Однажды молодой мужчина одного из омсукчанских племён по имени Быстрая Нога охотился в лесу. Он вышел к ручью и заметил прекрасную девушку из соседнего племени имени которой он не знал. Девушка очаровала его и кроме как о ней индеец уже больше ни о чём не мог думать. Вернувшись с охоты он подошёл к старейшине своего племени и сказал: «Старейшина, я влюбился в девушку из соседнего племени. Разреши мне уйти и привести её в свой вигвам.» Старейшина посмотрел на молодого индейца и ответил: «Иди, Быстрая Нога, но не думай, что тебе отдадут твою девушку по первому требованию. В их племени тоже есть молодые индейцы, которые ни в чём тебе не уступают. Тебе могут устроить испытания, будь готов показать всю свою отвагу и ловкость.» Быстрая Нога собрался в путь. К вечеру он прибыл в то племя, в котором была девушка его мечты. Всё племя как раз собралось в круг у большого костра. Молодой индеец без страха вышел в центр круга и обратился к старейшинам племени: «Уважаемые, я индеец Быстрая Нога из племени Медведя. Вчера на охоте я увидел девушку, которая покорила моё сердце. Я понял, что не могу жить без неё. Я видел её среди индейцев вашего племени и пришёл к вам. Отдайте мне её, я буду заботиться о ней лучше всех, она ни в чём не будет нуждаться, потому что я люблю её.» Выслушав эту речь один из старых индейцев сказал: «Быстрая Нога, докажи нам, что ты смелый и сильный, что любишь эту девушку и если она согласиться мы не будем препятствовать вашему счастью. Готов ли ты к испытаниям, молодой воин? Если да, то начнём прямо сейчас.» В круг из сумерек вошёл огромный индеец по имени Безумный Лось. О нём слышали во многих племенах, это был самый сильный и самый высокий индеец на равнине. И вот оба приготовились бороться. Безумный Лось несколько раз чуть было не уложил молодого индейца, схватил его, но Быстрая Нога крепко держался. Он понял, что его соперник могуч, но не поворотлив и обманул его. Выбрав момент он проскочил между ног высокого Безумного Лося и схватил его сзади за шею, а потом повалил на землю. «Ты подтвердил свою силу, пришелец,- молвил старейшина,- теперь докажи свою ловкость и смелость.» С этими словами старик бросил в костёр свой кожаный мокасин. Пламя костра поднималась на высоту человеческого роста, жар от него распространялся на много шагов во все стороны. Быстрая Нога обмотал свою руку тряпкой и подошёл к костру. Собравшись с мыслями он очень быстро достал рукой мокасин, сбросил горящую тряпку и показал всем присутствующим, что цел и невредим. «Ты действительно смелый и сильный,- сказал один из пожилых индейцев,- но тебе предстоит ещё одно испытание. Угадай, как зовут твою избранницу. У тебя будет только три попытки.» Девушка вышла в круг и Быстрая Нога ощутил как забилось его сердце. «Я не знаю как её зовут, уважаемые. Но может быть она – Грациозная Лань? Потому что у неё самые ноги какие я только видел и очень стройная талия.» «Нет. Ты не угадал, осталось две попытки» - сказал старейшина. «Может быть её зовут Полная Луна? У неё самое прекрасное лицо и самые яркие глаза, какие я только видел. Свет от неё согревает мне душу.» «Нет,- отвечал старейшина,- ты не угадал, у тебя осталась последняя попытка.» «Может быть она – Кроткая Куница. Я думаю так, потому что мне очень хочется погладить её. Я наблюдал за ней в лесу, у неё должен быть нежный нрав. У неё такие чёрные волосы и такой интересный взгляд, как у куницы.» «Нет, ты не угадал, Быстрая Нога. Я её отец и я назвал её – Ранняя Весна. Но это совершенно не важно. Ты только что доказал, что действительно любишь её. Ты славный индеец, спроси, хочет ли девушка быть с тобой.» Ранняя Весна просто таяла, когда смотрела на молодого индейца, она не возражала. Они сыграли свадьбу и жили долго и счастливо. У них было много детей и они основали новый клан.

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz