Легенды омсукчанских
индейцев.
Легенда о Существе Внизу.
Жил-был Старик-на-Небесах. Он посылал Солнце по утрам
освещать Землю, а вечером зажигал Луну. Чтобы не заботиться о делах внизу он
создал Великого Бобра, который следил за порядком на Земле. Звёзды кружились на
небе и ублажали взор Старика. Птицы взлетали вверх до самого его типи и
щебетали у него над ухом. Но однажды Старик-на-Небесах устал смотреть на Луну,
Солнце, звёзды и слушать красивых птиц. Он вышел из своего типи и взглянул на
Землю. Что это там делается внизу? Правильно ли растут деревья, достаточно ли
рыбы в реках, не слишком ли много развелось белок? Но всё на что смотрел
Старик-на-Небесах было впорядке. И тогда взглянул он на большое озеро, что было
прямо под ним. И вдруг увидел в озере что-то незнакомое. Присмотрелся Старик. В
озере был кто-то большой и важный, одетый в нарядные одежды с длинными перьями,
на поясе у него был изогнутый нож, а подле него лежал топорик. Кто это, подумал
Старик-на-Небесах. Что делает он здесь? У него нож и топор, не замышляет ли он
чего-нибудь дурного? Тогда Старик позвал к себе Великого Бобра. «Скажи мне
Бобёр,- начал он,- всё ли в порядке там внизу? Хорошо ли ты смотришь за тем,
что я дал тебе? Не уменьшается ли рыбы в реках, растут ли деревья, плодятся ли
бизоны?» «Что ты, Старик-на-Небесах,- отвечал ему Бобёр,- я ежедневно обхожу
свои владения. Сосны растут до самого неба, рыба блестит чешуёй на солнце,
бизоны только и делают, что размножаются. Я храню Землю, которую ты передал
мне, чтобы уменьшить свои заботы. Никто так много о ней не знает как я. И никто
так много оней не заботиться, как я. Всё в порядке.» «Хорошо, я рад, но всё ли
так как ты мне говоришь? Не замечал ли ты какого-нибудь нового существа.
Великого и достойного, с топориком и ножом?» «О чём говоришь ты,- удивился
Великий Бобёр,- о каком существе? Никто не живёт на Земле без моего ведома,
разве что касуля заблудилась, разве только заяц забежал далеко от дома. Но ни у
кого из них нет ножа и топора.» Старик-на-Небесах уже начал сердиться. «Плохо
же ты знаешь свои владения, Бобёр. Иди и не возвращайся пока не найдёшь то
существо в красивом наряде с длинными перьями! Иди! И если не найдёшь его, то
хорошенько посмотри в большом озере!» С этими словами Старик ушёл в свой типи.
Как так!? Даже мой лучший помощник не знает что у него творится прямо под
носом, чего же я могу требовать с других? Проходили дни, а Великий Бобёр всё не
возвращался. Не мог он отыскать ничего нового в своём царстве. Те же лягушки,
те же вороны, те же куницы в лесах. Спрашивал он у бизонов, не видали ли они
существо в длинных перьях, спрашивал он у сома, не слыхал ли тот о существе с
топориком, спросил Бобёр у филина, не чует ли он поблизости чужого. Но никто не
мог помочь. Бобёр очень огорчился, так как не хотел подвести
Старика-на-Небесах. А всё это время Старик слушал птиц, поливал дождём Землю,
творил грозы. Однажды он решил вновь посмотреть на то существо. Вышел из типии
и взглянул на озеро, что было прямо под ним. Какие у него длинные перья в
одеждах, думал Старик, как у меня. Какие у него мокасины, прямо как у меня. И
нож на поясе у него похож на мой и точно такой же топорик лежит у ног. Да это
же моё отражение! Опечалился Старик-на-Небесах, опечалился, потому что зря он
ворчал на Великого Бобра, зря отругал его. В этот момент такой же печальный и
молчаливый приходит к Старику Бобёр. «О Старик-на-Небесах!,- начал Бобёр,- я
понял что многого не знаю о своих владениях, так как я не нашёл то существо, я
понял, что должен больше работать и следить за всем, потому что кое-что
ускользает от моего взора, прости меня Старик.» «Я прощаю тебя, Великий Бобёр!
Меня тоже многому научила эта история. Нельзя мне прохлождаться в безделии и
без конца разглядывать своё отражение в большом озере, пора мне заняться
настоящим делом.» И двое снова стали друзьями.
Легенда о Бобре и Койоте.
Пришёл однажды Великий Бобёр к Старику-на-Небесах. «Скажи
мне, о Старик, почему ты так устроил мир. Рыба размножается без меры и
резвиться в быстрой воде. Бизоны заполонили все пастбища. Птиц стало так много,
что они закрыли всё небо, их пение уже не услаждает слух, а совсем наоборот,
надоело. Нет гармонии в мире, который ты создал. Травы растут до неба, живность
плодиться без меры и никто не пользуется этими дарами. Никто не охотиться на
дичь. Сделай что-нибудь, исправь мир.» Нахмурился Старик-на-Небесах, не ожидал
он таких слов от своего помошника. Ему казалось, что всё, что нужно он уже
создал и мир под ним совершенен. Старик послал Бобра следить за порядком в этом
мире и вот Бобёр говорит об отсутствии гармонии. Что же делать. «А ещё,-
продолжал великий Бобёр,- не кому мне рассказать о том, что я увидел и услышал,
не с кем поделиться радостью и некому помочь мне в твоём мире,
Старик-на-Небесах. Никто не спросит у меня совета и никто не сделает мне
подарка. Потому что ты и так всё видишь и всё знаешь, а рыбам и птицам не
интересно, что твориться в соседнем лесу, им не нужна помощь, чтобы
прокормиться.» Старик ещё больше нахмурился. Он считал, что Бобёр счастлив там
внизу, а выясняется, что всё не так. Бобёр скучает в диких лесах и на берегах
девственных озёр. «Хорошо,- молвил Старик-на-Небесах,- я придумал. Я знаю как
исправить мир. Ступай Бобёр за дальнее пастбище, мимо широкой реки. И принеси
оттуда мне мешок красной глины. Я буду ждать тебя на высокой горе.» Бобёр не
стал спрашивать зачем это нужно и пошёл. Путь его был далёким и трудным. Он
перешёл болота и леса пока не пришёл к красной глине. Но он не знал, что его
разговор со Стариком подслушал Койот. Койот был очень злым и хитрым и решил
помешать Бобру выполнить задание. Но так как и он не знал зачем
Старику-на-Небесах мешок с глиной, то пока просто следил за Бобром. Наконец
Бобёр прибыл на место, быстро набрал целый мешок красной глины и пошёл назад к
высокой горе. Но на обратном пути силе совсем покинули его, и Бобёр решил
отдохнуть и ненадолго вздремнуть. В это время к нему подкрался Койот. «Не знаю
в чём тут секрет,- подумал Койот,- но я обязательно должен порушить все планы
Старика-на-Небесах.» С этими словами Койот развязал мешок, вытряхнул оттуда
почти всю глину и стал запихивать всё,
что подворачивалось под руку. Сначала он кинул в мешок горсть чернозёма, затем
горсть жёлтого речного песка, потом кучку белой гальки и в конце зачерпнул
зелёной скользкой жижи. Завязал мешок и спрятался. Вскоре проснул Великий
Бобёр, не заметил подвоха и продолжил путь к высокой горе. Когда он прибыл на
место, то позвал Старика. Старик-на-Небесах посмотрел вниз на гору и закурил
свою Большую Трубку. Бобёр поставил мешок и отошёл в сторону. Тогда Старик
затянулся и выдохнул дым на мешок. И тут стали происходить чудеса. Удивился
даже Койот, который всё это время прятался неподалёку. Когда дым достиг мешка,
то произошло вот что. Мешок сам раскрылся и из него вышли мужчина и женщина с
кожей чёрного цвета. Они родились из чернозёма. Осмотревшись, они пошли на юг.
Потом из мешка вышли мужчина и женщина с кожей жёлтого цвета. Они родились из
речного песка, осмотревшись, они устремились на восток. Затем из мешка
появились двое с кожей белого цвета, родившиеся из белой гальки. Они ушли на
запад. Потом из мешка выбрались два существа зелёного цвета, нельзя было точно
сказать, кто из них был женщиной, а кто мужчиной. Они не были похожи ни на что
в этом мире. Их родила зелёная жижа и они улетели на другую планету. Последними
из мешка по воле Старика-на-Небесах вышли мужчина и женщина с кожей красного
цвета. Они осмотрелись и им очень понравились леса и реки этого мира и они
остались с Великим Бобром. Скоро красные люди основали новый клан и стали
охотиться, ловить рыбу, общаться с Бобром и в мире воцарилась гармония. Старик
был очень доволен, а Койот бесился, потому что ему не удалось помешать
сотворить добро.
Легенда о мирных индейцах.
Красные люди расселились по всей Земле. Место откуда они
впервые появились на свет стали называть Омсукчан. Красные люди называли себя
индейцами или людьми Великого Бобра, с которым они советовались и почитали его.
Постепенно появились первые типии и вигвамы, первые стоянки, первые охотники.
Люди жили мирно, брали от природы только самое необходимое. Когда людей стало
много они расселились дальше. Появились новые племена и рода. Когда людей стало
ещё больше, они уже перестали быть прежними мирными индейцами. Они старались
обмануть своих соседей. Старались заполучить лучшие места для охоты и
рыболовства. Хотели иметь самые лучшие шкуры для типии и жить вблизи самых
чистых источников. Индейцы стали враждовать между собой, клеветались, дрались и
воровали. Всё это увидел Великий Бобёр и однажды собрал всех красных людей. Он
рассказал о том, как следует жить, как следует беречь природу и друг друга. Что
нельзя обижать слабых и нельзя из-за ерунды ругаться. Еды хватит на всех. Но
индейцы отвечали, что мол у их соседей лучшие заводи или пастбища бизонов, и
они хотят отобрать их. Другие говорили, что соседнее племя не по праву
пользуется пресной водой, что вся вода в этой местности принадлежит другим. И
никто не слушал Великого Бобра. Тогда пришёл он к Старику-на-Небесах и
рассказал обо всём. «Они уже воду начинают делить между собой, им уже не
хватает зверья в лесах, они стали завистливыми и жадными, покарай их за это, о,
Старик!» «Нет,- отвечал Бобру Старик-на-Небесах,- лучше возьми эту дудочку и
научи людей пользоваться ей, ступай.» В недоумении Бобёр ушёл. На другой день
он собрал всех людей и показал дудочку, он научил их делать похожие и играть на
них. И люди снова стали спокойные, ушли все заботы и злоба. Индейцы устраивали
праздники и в ярких нарядах танцевали под дудочку. И никто не делил больше убитого
бизона, и никто не ругался из-за найденных ягод. Но шло время и людям надоела
дудка. Индейцы забросили это занятие и больше не были прежними спокойными и
рассудительными, вновь появилась вражда между племенами и родами. И тогда снова
пришёл Великий Бобёр к Старику-на-Небесах жаловаться на людей. «О Великий, они
снова стали безрассудными, калечат друг друга и неслушают меня. Помоги мне
усмирить их, накажи индейцев!» Но Старик вместо этого велел Бобру взять кожаный
мяч. «Ступай и научи людей играть в кожаный мяч, это должно помочь.» Все
племена вновь собрались у Великого Бобра и слушали его. Он научил людей делать
кожаные мячи. Научил правилам игры в кожаный мяч и отвёл для этого специальные
места. Индейцы радовались как дети. Они забыли обо всём на свете и играли в
новую игру. Забава так сильно овладела ими, что они перестали ссориться,
простили друг другу прежние обиды и полностью отдались игре. Долгое время
ничего не происходило и Бобёр и Старик-на-Небесах отдыхали и даже болели за
команды разных племён. Но в один прекрасный день кто-то придумал играть не
просто так, а на вещи, бизонов, территории. И некоторые племена разорились, а
некоторые напротив стали богаче. И те, и другие стали ненавидеть и презирать
своих соперников. Снова на земле появилась ругань, беспокойство и злоба. И
снова пришёл к Старику Великий Бобёр. «Что же делать? Я думал, мяч это спасение
для людей. Игра вернула их к радости и наслаждению жизнью, но это было совсем
недолго.» Старик-на-Небесах нахмурился, он не знал, что ему ответить. Он зашёл
в свой небесный типии и посмотрел, что же у него есть. Но всё, что попадалось
ему на глаза не подходило или уже имелось у людей. И тут он увидел свою Трубку.
Старик вышел к Бобру держа в руках свою Трубку и сказал: «Возьми это, Бобёр.
Это должно помочь людям стать прежними спокойными индейцами и мирно уживаться
друг с другом и природой.» На следующий день Бобёр собрал все племена и показал
им Трубку. Он научил как делать такие же и как пользоваться ею. И люди стали
безмятежными и уравновешенными. Возлюбили природу и своих соседей. Они больше
не ссорились и жили отныне в мире. Поэтому стали называть такую трубку – Трубка
Мира.
Легенда о Быстрой Ноге.
Однажды молодой мужчина одного из омсукчанских племён по
имени Быстрая Нога охотился в лесу. Он вышел к ручью и заметил прекрасную
девушку из соседнего племени имени которой он не знал. Девушка очаровала его и
кроме как о ней индеец уже больше ни о чём не мог думать. Вернувшись с охоты он
подошёл к старейшине своего племени и сказал: «Старейшина, я влюбился в девушку
из соседнего племени. Разреши мне уйти и привести её в свой вигвам.» Старейшина
посмотрел на молодого индейца и ответил: «Иди, Быстрая Нога, но не думай, что
тебе отдадут твою девушку по первому требованию. В их племени тоже есть молодые
индейцы, которые ни в чём тебе не уступают. Тебе могут устроить испытания, будь
готов показать всю свою отвагу и ловкость.» Быстрая Нога собрался в путь. К
вечеру он прибыл в то племя, в котором была девушка его мечты. Всё племя как
раз собралось в круг у большого костра. Молодой индеец без страха вышел в центр
круга и обратился к старейшинам племени: «Уважаемые, я индеец Быстрая Нога из
племени Медведя. Вчера на охоте я увидел девушку, которая покорила моё сердце.
Я понял, что не могу жить без неё. Я видел её среди индейцев вашего племени и
пришёл к вам. Отдайте мне её, я буду заботиться о ней лучше всех, она ни в чём
не будет нуждаться, потому что я люблю её.» Выслушав эту речь один из старых
индейцев сказал: «Быстрая Нога, докажи нам, что ты смелый и сильный, что любишь
эту девушку и если она согласиться мы не будем препятствовать вашему счастью.
Готов ли ты к испытаниям, молодой воин? Если да, то начнём прямо сейчас.» В
круг из сумерек вошёл огромный индеец по имени Безумный Лось. О нём слышали во
многих племенах, это был самый сильный и самый высокий индеец на равнине. И вот
оба приготовились бороться. Безумный Лось несколько раз чуть было не уложил
молодого индейца, схватил его, но Быстрая Нога крепко держался. Он понял, что
его соперник могуч, но не поворотлив и обманул его. Выбрав момент он проскочил
между ног высокого Безумного Лося и схватил его сзади за шею, а потом повалил
на землю. «Ты подтвердил свою силу, пришелец,- молвил старейшина,- теперь
докажи свою ловкость и смелость.» С этими словами старик бросил в костёр свой
кожаный мокасин. Пламя костра поднималась на высоту человеческого роста, жар от
него распространялся на много шагов во все стороны. Быстрая Нога обмотал свою
руку тряпкой и подошёл к костру. Собравшись с мыслями он очень быстро достал
рукой мокасин, сбросил горящую тряпку и показал всем присутствующим, что цел и
невредим. «Ты действительно смелый и сильный,- сказал один из пожилых
индейцев,- но тебе предстоит ещё одно испытание. Угадай, как зовут твою
избранницу. У тебя будет только три попытки.» Девушка вышла в круг и Быстрая
Нога ощутил как забилось его сердце. «Я не знаю как её зовут, уважаемые. Но
может быть она – Грациозная Лань? Потому что у неё самые ноги какие я только
видел и очень стройная талия.» «Нет. Ты не угадал, осталось две попытки» -
сказал старейшина. «Может быть её зовут Полная Луна? У неё самое прекрасное
лицо и самые яркие глаза, какие я только видел. Свет от неё согревает мне
душу.» «Нет,- отвечал старейшина,- ты не угадал, у тебя осталась последняя
попытка.» «Может быть она – Кроткая Куница. Я думаю так, потому что мне очень
хочется погладить её. Я наблюдал за ней в лесу, у неё должен быть нежный нрав.
У неё такие чёрные волосы и такой интересный взгляд, как у куницы.» «Нет, ты не
угадал, Быстрая Нога. Я её отец и я назвал её – Ранняя Весна. Но это совершенно
не важно. Ты только что доказал, что действительно любишь её. Ты славный
индеец, спроси, хочет ли девушка быть с тобой.» Ранняя Весна просто таяла,
когда смотрела на молодого индейца, она не возражала. Они сыграли свадьбу и
жили долго и счастливо. У них было много детей и они основали новый клан.